сакральные места Кыргызстана

сакральные места Кыргызстана
жеке
блог

Самое надежное из всех волшебных мест Кыргызстана и самое известное - гора Сулайман-Тоо в Оше. Знающие люди уверяют: если забраться в пещеру Чакатамар, положить руки на камень, напоминающий раскрытый Коран, и загадать желание, оно обязательно сбудется.

Сулайман-Тоо имела сакральное, то есть священное значение уже в III тысячелетии до нашей эры. Об этом

свидетельствуют петроглифы, сохранившиеся у входа в пещеру Руша-Ункур, или пещеру орлов. Это самая большая из пещер Сулайман-Тоо. В настоящее время здесь устроен музей. Как свидетельствуют археологические изыскания, Сулайман-Тоо считалась священной во все периоды истории: во время тотемизма, зороастризма, буддизма, христианства несторианского толка. Так что когда со склонов горы вы обращаетесь к Богу, вы просто следуете традициям своих предков. При этом не важно, какую религию они исповедовали. Эта гора видела всякое.

В июне 2009 года Сулайман-Тоо стала первым в стране памятником Всемирного наследия.

 

Саймалуу-Таш" в переводе с кыргызского означает "расшитый камень". Плато Саймалуу-Таш – это храм под открытым небом. Тысячи и тысячи камней, покрытых необыкновенным "вороным" загаром. И по этому фиолетовому фону древний человек изваял свои затейливые рисунки.

На сайте ЮНЕСКО это место в Джалал-Абадской области описывается так: расположенное высоко в горах, урочище Саймалуу-Таш является грандиозным памятником природы. Здесь находится одна из крупнейших в мире галерей наскальных рисунков не только в Кыргызстане и Центральной Азии, но и во всем мире. Петроглифы датируются периодом II тысячелетия до н. э.- VIII века н. э., то есть начиная с эпохи энеолита.

Саймалуу-Таш примечателен тем, что его использовали как священное место жители всей огромной Ферганской долины начиная с третьего тысячелетия до н.э. и по сей день, утверждают специалисты ЮНЕСКО.

Добраться до Саймалуу-Таша даже сегодня, имея машины и прочие достижения цивилизации, - задача непростая. Но люди шли к этому плато, напрягая силы, чтобы изобразить на камнях радость жизни. Зачем? Неужели нельзя было найти подходящие камни внизу, в теплой долине? Древним, возможно, было доступно какое-то тайное знание, по которому они определяли места для совершения религиозных поклонений? Чтобы найти ответ на эти вопросы, нужно самому подняться сюда.

Таштар-Ата

Это место находится на стыке цивилизаций, на пересечении древних дорог, в предгорье Бишкека. Согласно преданиям, здесь холмы становились горами, уходя на восток мощными окрепшими грядами. Это начало Тянь-Шань. На этом стыке великой равнины и воинственных гор высятся три холма горы Таштар-Ата, а вверху по центру долины между холмами - огромный рукотворный курган из вековых камней - гора Спасения.

Существует поверье, что если подняться на Таштар-Ату и бросить камень, то все недуги отступят.

В последнее время на гору Таштар-Ата все чаще и чаще поднимаются наркоманы с надеждой избавиться от наркотиков и начать новую жизнь.

В июне этого года на горе были закончены работы по восстановлению четырех культовых сооружений – мусульманской, христианской, буддистской и иудейской часовен.

Сафед-Булан

Согласно легендам, последнее место, куда сумел дойти Александр Македонский, - священная гора Арча-Мазар. В подтверждение этих сведений местные жители показывают древнюю гранитную плиту, на которой по-гречески написана "Александрия Эсхата", что переводится как "последняя Александрия".

Под горой раскинулось древнее селение Сафед-Булан ("Белая Булан"). Это название сохраняется еще с тех времен, когда внук пророка Мухаммеда – Шах-Джарир пришел в эти края с многочисленным войском проповедовать ислам.

Местные огнепоклонники сделали вид, что согласны принять новую веру, но, как только арабы сняли оружие и предались пятничному намазу, напали на них, отрезав всем головы.

В той кровавой расправе погибло 2 700 мусульман, местным жителям под страхом смерти запретили их хоронить. С тех пор уцелевшая мечеть носит название "кыргын мечет".

Однако служанка одного из миссионеров, негритянка по имени Булан, в поисках хозяина Шах-Джарира собрала головы всех погибших, омыла и похоронила их. От пережитого ужаса девушка поседела, говорят, что и кожа ее сделалась совсем белой, с тех пор это место стали называть Сафед-Булан...

Над могилой верной Булан установлен мазар. Туда могут зайти только женщины, прочитать куран и попросить благословения от святой. Там же, во дворике, есть камень плодородия. Женщины, прикасаясь рукой к камню, просят о благосостоянии семьи, а бесплодные - детей.

Сюда в Ала-Букинский район Джалал-Абадской области на поклон приезжают мусульмане со всей Центральной Азии.

Манжыл-Ата

Даже в эпосе "Манас" Манжыл-Ата упомянуто как священное место. Расположенное на южном побережье Иссык-Куля, оно известно своими родниками. Их здесь множество. Но главных, как и положено, - семь. Каждый из них имеет свое название: Манжыл-Ата, Майтик Дубана (Близнецы), Илим (Знание), Бала (Ребенок), Бугу Энэ (Мать Олениха), Азиз Булагы (родник Змей), Уй Булоо (Семьи).

Проводники обязательно расскажут, что каждый родник имеет собственный вкус и излечивает от различных

заболеваний.

Те, кто был там был, утверждают, что при переходе от одного источника к другому ощущаются чудные вещи. Например, что тропу охраняют какие-то энергетические субстанции (сущности), что сущности есть и хорошо к тебе относящиеся, и "сторожевые", которые следят, чтобы человек не напакостил, и их отношение зависит от его поведения.

Чтобы разобраться, какой источник как называется и от чего лечит, лучше пройти по местности с проводником, хотя родники найти нетрудно - поднялся на возвышенность и выискиваешь ивы. Где ивы - там и источники.

Абшир-Сай

Одно из самых впечатляющих творений природы - водопады. Вид воды, свободно парящей в воздухе и превращающейся в облако брызг, способен вызвать восторг даже у самых закоренелых скептиков. Кроме того, большинство водопадов расположено в первозданной, захватывающей местности, и в местах у водопадов всегда можно наблюдать красивые радуги.

Многочисленные реки и горные потоки Кыргызстана богаты водопадами. Один из самых знаменитых среди них - Абшир-Ата, молочный водопад, находящийся в урочище Абшир-Сай. Считается, что это святое место, поэтому ехать сюда надо только со светлыми мыслями и открытой душой. А если загадать желание в этом месте, то оно непременно сбудется!