Проблема гуманистического подхода в образовании

Проблема гуманистического подхода в образовании


Жанатаев Д.Ж., Сагимбаева Ж.Е.

 

Гуманизм - это концепт который осмысливается и переосмысливается философами на протяжении многих эпох. Его истинная сущность, характеристика, функция, использование и актуальность является предметом для спор и в сфере образования. Какие наши педагогические действия могут вписаться в “гуманистический подход” а какие нет, является ли гуманизм приоритетом в нашей сфере и что вообще есть гуманизм в образовании?  Эти и многие другие вопросы затрагиваются каждый раз  когда мы говорим о требованиях к ученикам и учителям, о методах преподавания, об оценке качества знаний учеников и квалификации учителей. 


Так что такое “гуманизм”? 

Гуманизм, как новое направление философии зародилось в древней Италии, в эпоху Возрождения. По мнению большинства ученых, это направление берет свое начало в конце 14 века, распространилось в Европе после середины 15 века и стало доминирующим интеллектуальным движением в 16 веке. Само определение “гуманизма” менялось в течений многих веков. В современном же мире, гуманизм - это совокупность идей и принципов, утверждающих ценность человека как личности безотносительно к его социальному положению и богатству, признающих права человека на свободное развитие и проявление своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человечности отношений между людьми. 


Теперь вернемся к теме гуманизма в процессе образования. Цель гуманистического образования, по М.Ф. Мэйплс (1979), выходит за рамки когнитивного и интеллектуального образования, чтобы дать возможность образования и роста всей личности. Это касается личностного роста и роста творчества и, в некоторой степени, самостоятельного обучения. Основные принципы гуманистического подхода в образовании  заключаются в следующем:

1) Учащиеся должны иметь возможность выбирать, что они хотят изучать. Учителя-гуманисты считают, что учащиеся будут заинтересованы в изучении предмета, если это то, что им нужно и что они хотят знать.

2) Целью образования должно быть воспитание у учащихся желания учиться и научить их тому, как учиться. Учащиеся должны быть мотивированы в учебе и хотеть учиться самостоятельно.

3) Педагоги-гуманисты считают, что оценки не имеют значения и что имеет смысл только самооценка. Выставление оценок побуждает учащихся работать ради оценки, а не ради личного удовлетворения. Кроме того, педагоги-гуманисты выступают против объективных тестов, потому что они проверяют способность учащегося запоминать и не обеспечивают достаточной обратной связи с учителем и учеником.

4) Педагоги-гуманисты считают, что в процессе обучения важны как чувства, так и знания. В отличие от традиционных педагогов, учителя-гуманисты не разделяют когнитивную и аффективную области.

5) Педагоги-гуманисты настаивают на том, что школам необходимо предоставить учащимся безопасную среду, чтобы они чувствовали себя в безопасности во время учебы. Как только учащиеся чувствуют себя в безопасности, обучение становится проще и содержательнее.


В ответ на эти и другие дополнительные гуманистические принципы некоторые ученые утверждают, что гуманистический подход уделяет чрезмерное внимание эмоциям и желаниям  учащихся и забывает о главном направлении обучения, которое заключается в когнитивном развитии. Ведь давая возможность незрелым ученикам выбирать что, когда и как им учить, мы возможно тем мешаем их всестороннему развитию и ограничиваем их другие способности.  


В гуманистическом подходе в сфере образования кроме всевозможных позволении, также существуют ряд запретов, которые относятся исключительно к учителям и родителям. К примеру, учеников ни в коем случае нельзя наказывать, требовать от них чего-то и даже вознаграждать, ведь это рассматривается как скрытая форма принуждения. А также не вмешиваться в его обучение, то есть не контролировать его успеваемость. И тут всплывают вопросы: Целесообразно ли позволять ученику выбирать все самостоятельно? Эффективным ли окажется обучение без дисциплины, контроля и поощрения?  

Немецкий философ, психолог, педагог и один из основателей научной педагогики И.Ф. Гербарт высказывается по этому поводу так: “Высшая цель воспитания состоит в формировании нравственной личности, морально сильного характера. Достичь этого можно путем правильного педагогического руководства, дисциплины и связанного с ней обучения.”  


Проблема гуманистического подхода в образовании  остается актуальной и нерешенной, ведь все эти вышеперечисленные вопросы остаются без точного ответа. Использование гуманизма конечно является обязательным в воспитании и обучении, но неизвестными остаются приемлемые и эффективные правила и запреты, методы и границы этого подхода. Ведь целью любого обучения, вне зависимости от подхода, является формирование самодостаточной, компетентной и грамотной личности. 

 

 

 

Список использованных источников

  1. E. Pearson, R. Podeschi (1989). Humanism and individualism: Maslow and his critics.
  2. R. Kumar, A.K. Behura (2017). Humanistic approach to education: a look into the humane perspective of teaching and learning.
  3. https://www.uwyo.edu/aded5050/5050unit9/education.asp
  4. https://www.wgu.edu/blog/what-humanistic-learning-theory-education2007.html#openSubscriberModal
  5. https://terme.ru/termin/gumanizm.html   


Бөлісу: