Методы научного познания

Методы научного познания
жеке
блог

Этот метод определял позицию любого английского исследователя и действовал во всех областях науки и на всех этапах исследования. Отклонения от этого метода не допускались. Ныне метод диалектического и исторического материализма уже не отвечает социально-политическим реалиям сегодняшнего дня и поэтому не может быть использован.
Научная деятельность в наше время спасена от идеологического диктата. В его методологическую основу теперь закладываются критерии объективности, соответствия истине, исторической правде, нравственные критерии.
Идейной основой уже не могут быть догматизированные взгляды. Методологическими источниками исследований в наши дни все чаще становятся труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, свободных от идеологических установок, а также тех исследователей, которые ранее считались реакционными, а их достижения псевдонаучными. Большинство частных проблем конкретных наук и даже отдельные этапы их исследования требуют применения специальных методов решения. Конечно, такие методы очень специфичны. Естественно поэтому, что они изучаются, развиваются и совершенствуются в конкретных, специальных науках. Они никогда не бывают произвольными, т.к. Определяются характером исследуемого объекта. Помимо специальных методов, характерных для отдельных областей научного познания, существуют общие методы научного познания, которые, в отличие от специальных методов, применяются на протяжении всего исследовательского процесса и в самых различных науках одним из них является корректура диссертаций.
Общие методы научного познания принято делить на три большие группы:
1.     Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
2.     Методы, применяемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
3.     Методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Наблюдение — активный познавательный процесс, основанный прежде всего на работе органов чувств человека и его материально-предметной деятельности. Это самый элементарный метод, выступающий, как правило, одним из элементов в составе других эмпирических методов.
В повседневной деятельности и в науке наблюдения должны приводить к результатам, не зависящим от воли, чувств и желаний испытуемых. Чтобы стать основой для последующих теоретических и практических действий, эти наблюдения должны сообщать нам об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений. Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются:
 
1.     Планомерность
2.     Целеустремленность
3.     Мероприятия
4.     Вычитка
5.     Систематический
Наблюдение как средство познания дает первичную информацию об окружающем мире в виде набора эмпирических утверждений. Сравнение – один из самых распространенных методов познания. Недаром «все познается в сравнении». Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, является ступенью на пути к познанию закономерностей и закономерностей. Чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям. Первое требование: сравнивать следует только такие явления, между которыми может существовать некая объективная общность. Второе требование: для познания объектов их сравнение должно производиться по наиболее важным, существенным (с точки зрения конкретной познавательной задачи) признакам.
Путем сравнения информация об объекте может быть получена двумя разными способами. Во-первых, он может выступать как прямой результат сравнения. Во-вторых, очень часто в качестве основной цели сравнения выступает не получение первичной информации, а получение вторичной или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Самый распространенный и самый важный способ сделать это — по аналогии. Измерение, в отличие от сравнения, является более точным познавательным инструментом. Измерение – это процедура определения численного значения некоторой величины с помощью единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точную, количественную информацию об окружающей действительности. Важнейшим показателем качества выверенного и отредактированного измерения, его научной ценности является точность без английских ошибок, которая зависит от усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом от имеющихся измерительных приборов.
Среди эмпирических методов научного познания измерение занимает примерно такое же место, как наблюдение и сравнение. Эксперимент есть частный случай наблюдения. Метод научного исследования, предполагающий вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение отдельных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью их изучения без усложнения процесса сопутствующими обстоятельствами.
Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:
 
1.     в ходе эксперимента появляется возможность изучить то или иное явление в «чистом виде»;
2.     эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях;
3.     важнейшее преимущество эксперимента — его повторяемость.
 Любой эксперимент можно проводить как непосредственно с объектом, так и с «суррогатом».
Этот объект в познании является моделью. Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственная работа с которыми затруднена или даже невозможна. Поэтому моделирование является особым методом и широко применяется в науке. Целью этого метода является изучение определенных социальных явлений в относительно небольших коллективах. Рассмотрим теперь методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровне исследования. Эти методы включают абстракцию, анализ и синтез, индукцию и дедукцию. Абстрагирование имеет универсальный характер в психической деятельности, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, вычиток, объектов и одновременном выделении и фиксации одной или нескольких сторон этих предметов, интересующих исследователя. Различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называемый абстракцией. Обычно под результатом абстракции понимают знание некоторых аспектов объектов. Процесс абстрагирования представляет собой совокупность операций, приводящих к получению такого результата (абстрагирования). Примерами абстракций являются бесчисленные понятия, которые люди используют не только в науке, но и в повседневной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость и т. д.
Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими методами исследования и, прежде всего, с анализом и синтезом. Анализ – это метод научного исследования путем разложения объекта на составные части. Синтез представляет собой соединение частей, полученных при анализе, в единое целое. Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования. В зависимости от степени познания объекта, от глубины проникновения в его сущность применяют анализ и синтез разного рода. Непосредственный или корректирующий анализ и синтез применяется на этапе поверхностного знакомства с объектом. При этом выделение отдельных частей при вычитке предмета, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация данного, лежащего на поверхности общего. Вычиточный анализ и синтез позволяют познать явление, но для проникновения в его сущность этого недостаточно.
Обратный или элементарно-теоретический анализ и синтез широко используется как мощный инструмент для достижения моментов сущности изучаемого явления. Здесь операции анализа и синтеза не выполняются механически. Они основаны на некоторых теоретических соображениях, таких как предположение о причинно-следственной связи различных явлений, эффект некоторой закономерности и коррекция. Наиболее глубокое понимание объекта возможно благодаря структурно-генетическому анализу и синтезу. Более того, есть еще предположения о некоторой причинно-следственной связи. Этот вид анализа и синтеза требует выделения в сложном явлении таких элементов, таких звеньев, которые представляют собой самое центральное, самое главное в них, их «клеточку», оказывающую решающее влияние на все остальные стороны сущности явления. объект. Исторический метод используется для изучения сложных развивающихся объектов. Он используется только там, где история объекта тем или иным образом становится объектом изучения.
Из методов теоретического изучения рассмотрим метод восхождения от абстрактного к конкретному. Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного знания, закон представления действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания делится на два относительно самостоятельных этапа. На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается множеством понятий и суждений. Оно как бы «испаряется», превращаясь в набор закрепленных мышлением абстракций, односторонних определений. Второй этап процесса познания — восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений предмета, т. е. от абстрактного в познании, к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается первоначальная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности - но уже в мышлении и подлежит корректировке. Оба этапа познания тесно взаимосвязаны. Восхождение от абстрактного к конкретному невозможно без предварительной «анатомии» предмета мыслью, без восхождения от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Таким образом, можно сказать, что рассмотрено. Метод есть процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него - к конкретному в мышлении.
 
Ибатбек А., Бокенбай Д., Алимбетова А.,
Магистранты 1-курса КазНУ имени Аль-Фараби; 
Жанатаев Д.,
Заслуженный деятель Казахстана