Истоки радикализма

За последние годы в Казахстане и по всему миру массово распростронились идеи религиозного фанатизма и радикализма, участились акты насилия, увеличилось число осужденных за насильственный экстремизм, основанный на радикальной религиозной идеологии. Радикализация верующих подталкивает их к применению насилия и подрывает мир, безопасность, устойчивое развитие общества. Акты агрессии, совершаемые фанатиками, сеют семена розни между общинами, способствуют распространению ксенофобии и исламофобии.  

На сегодняшний день вопрос о распространении идеологии религиозно радикальных течений стал актуальным на глобальном уровне. Угрожающие действия таких радикальных организаций как «Талибан» в Афганистане, террористическая группировка «Боко Харам» в Нигерии, а также радикальная группировка как «ИШИМ» подняли свои знамена под лозунгом «священной войны» и вызывают ряд беспокойств у всемирного населения. Упомянутая террористическая организация, выступающая под знаменами «джихада», была зафиксирована в свыше восьмидесяти странах мира и стала феноменом, который требует тщательного и глубокого анализа.

Как показывает всемирный опыт, религиозно радикальный взгляд формируется от строгого исследования, однобокого толковании религии, независимо от ее верования. Религиозно радикальная идеология представляет угрозу морально-духовным ценностям, укрепившимся традициям, а также единству и согласию, заложенному в каждом обществе.

Для поддержания стабильности внутри государства играет немаловажную роль применение рычагов влияния, связанных с религиозно общественным положением, которые помогут наладить взаимосвязи человека в общественной среде. Первый президент страны Нурсултан Назарбаев в своем послании народу Казахстана со стратегией «Казахстан-2050» «Новый политический курс состоявшегося государства» особо подчеркнул проблему экстремизма, являющуюся всеобщей угрозой для стабильности страны. Государство поставило в приоритетность борьбу, направленную против радикализма, экстремизма и терроризма всех разновидностей. Как сказал Елбасы: «Наряду с религиозным фанатизмом защититься от религиозного невежества».

Согласно решению Верховного суда Республики Казахстан на территории страны запрещена деятельность таких экстремистских и террористических организации как «ИШИМ и Ат-такфир валь Хижра», решение вступило в силу от 11 октября 2011 года. В законодательной преамбуле РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» говорится, что Республика Казахстан со дня провозглашения независимости гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессионального согласия религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан. К тому же по поручению верховного муфтия духовного управления мусульман Казахстана Ержан кажы Малгажыулы в целях познания традиционной религии и широкой пропаганды традиционного ханафитского мазхаба при ДУМК была основана Республиканская информационно-пропагандистская группа (РИПП), которая приносит свои положительные результаты в рамках повышения религиозной грамотности страны.

Для того чтобы бороться с религиозным экстремизмом, нужно понять его природу, узнать причину возникновения, а также отличия, которые способствовали проявлению в обществе. В сущности экстремизм и террор относительно религии явления не первого дня и имеет свои исторические корни.

В нашей статье мы рассмотрим одно из радикальных религиозных течений, которое впервые появилось под название «хариджизм». Само радикальное сознание начал формироваться еще со времен пророка Мухаммада (с.а.с), в следствии этого образовалось первое течение в исламе под названием Хариджиты. Данное течение сформировалось, с того момента как они начали использовать религию для осуществления своих политических взглядов.

В истории Ислама «хариджизм» появился как первое обособленное идеологическое учение, противопоставляющее себя всем иным вариантам и способам понимания исламских первоисточников. Сначала «хариджизм» возник как политическая организация. Позже, политические взгляды этого течения стали частью вероисповедания и в дальнейшем привлекли внимание историков исламской теологии (ар. «Калям»).

Хариджиты, считающие себя «исключительными защитниками правды, воинами на пути Аллаха, единственно праведными», требуют тщательного изучения с точки зрения истории Ислама. Со свойственной им жестокостью, бескомпромиссностью, отчуждением и разрушительностью, радикальные взгляды «хариджитов по-разному проявляли себя во все времена. Исследование их взглядов необходимо для того, чтобы уберечь молодое поколение от столь частого обмана такими «тероическими лозунгами», как «джихад», «храбрость», «защита идеи ради Аллаха». Зло «хариджитов» исходит от их невежества. Большая часть хариджитов - это необразованные, агрессивные люди, своевольно трактующие аяты и хадисы, отчуждающие инакомыслящих и дозволяющие их убийство. Основанное на реальных фактах, изучение их особенностей, форм и методов их действий, дает возможность предпринять меры против их современных проявлений и предостеречь молодое поколение от попадания в их цепи.

В определении слово «Хариджи» (араб. корень «ха-ра-джа») произошло от арабского слова «хурудж», означающего «выходить». Имя прилагательное «харидж» становится именем притяжательным после добавления окончания «я». Человек, принадлежащий к этой группе, именуется как «хариджи». Во множественном числе «хаваридж». Как термин, слово «хаваридж указывает на группу радикально настроенных людей, покинувших досточтимого Али (р.а.) и исламское войско. Они так именуются из-за того, что называли себя «вышедшими» (покинувшими) (большинство других мусульман) ради Аллаха. В дальнейшем этот термин стал использоваться в отношении протестующих групп, не признающих легитимную власть и применяющих оружие.

Есть множество факторов что послужило появлению «хариджитов», рассмотрим несколько из них:

Политические мотивы

Многие исследователи сходятся во мнении том, что «хариджизм» возник на политической почве. Среди этих исследователей есть и мусульмане и не мусульмане в 656 году хунта, недовольная политикой власти, убила досточтимого Усмана (р.а). Главные фигуранты хунты в последующем стали лидерами «хариджитов». Они не только взяли на себя ответственность за смерть досточтимого Усмана, но и гордились содеянным, считая, что поступили правильно. Такая позиция и точка зрения в дальнейшем обрела некую форму вероучения (таким образом они пытались оправдать свои преступления). То есть восстание против инакомыслящей власти было признано «хариджитами» как один из столпов веры Инакомыслящих мусульман они обвиняли в неверии (т.е производили в их адрес «такфир»); после этого имущество и убийство инакомыслящих мусульман, т.е. «кафиров», по их мнению, считалось дозволенным. Вера, поступки и мысли были приняты ими за одно целое.  

Невежество и незнание

В качестве доказательства своих доводов «хариджиты» приводили лишь несколько аятов и не имели целостного взгляда на Коран. Конечно же, среди них были и знатоки Корана, особенно те, кто разбирался в методах чтения Корана (ар. «кыраат»), однако в большинстве своем «хариджиты» представляли собой безграмотных и необразованных бедуинов, не знающих глубоко содержание Корана, поэтому они руководствовались лишь некоторыми аятами, вырывая их из контекста. По той причине, в споре с «хариджитами», досточтимый Али приводил примеры из жизненной практики Пророка (мир ему и благословение), понимая, что аятами им ничего не докажешь.

Также «хариджиты» мало знали сунну Пророка (мир ему и благословение). Обвинение инакомыслящих в неверии («такфир») показывает их неосторожность по отношению к предупреждениям Пророка (мир ему и благословение) относительно «такфира». Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в нескольких достоверных хадисах говорит: «Если кто-либо обвинит брата своего в неверии, то это будет означать, что один из них действительно неверующий. Если обвиняемый окажется верующим, то безверие постигнет того, кто обвиняет». Принимая во внимание этот хадис, сподвижники Пророка (мир ему и благословение) и последующее поколение праведных мусульман не обвиняли в неверии не только инакомыслящих, но и враждебно настроенных людей. Среди хариджитских лидеров не было ведущих сподвижников Пророка (мир ему и благословение), ученых или знатоков фикха (исламское право). Большую часть «хариджитов» составляли люди, недавно принявшие Ислам, имеющие слабое знание хадисов и легко поддаваемые манипуляциям.

Фанатизм и одержимость 

Невежество и узкий кругозор часто становятся причиной фанатизма и одержимости, а они порождают непримиримость, грубость и мракобесие. Под фанатизмом (от лат. fanaticus - исступленный) подразумевается слепая приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам. Фанатизм исходит от низкого уровня знаний и основывается на упрямстве, безрассудстве и неадекватном поведении.

Одержимость полная охваченность сознания каким-либо чувством или мыслью (буквально подразумевалась одержимость индивида бесом); группа особых психических состояний, характеризующихся чувством подчинённости субъекта враждебной и неодолимой (обычно иррациональной) силе; может быть симптомом психозов, либо формой психической реакции человека (группы людей) на определённые влияния социальной среды.

Важные факторы - высокая внушаемость и низкий культурный уровень: «понятие, призванное объяснить причины заболеваний, прежде всего психических; подраз умевает овладение злыми духами физическим телом человека».

Особенность, которая сегодня считается заболеванием, часто встречается у бедуинов и в обществе с низким уровнем знаний. Доказывая правоту своих мыслей, «хариджиты» (не принимая во внимание контекстный смысл) приводили в пример выдержки из Корана и не придавали значения другим аятам. Примерами их одержимости являются такие идеи, как: принявший арбитраж становится неверуюшим, нераскаявшихся следует убить. Фанатизмом и одержимостью можно обьяснить то, что от земного поклона при намазе на их лбах появлялись мозоли, однако это не мешало им проливать кровь других мусульман. Когда «хариджиты» поймали основателя мутазилитского школы исламской мысли Васыла ибн Ату, то он выдал себя не за инакомыслящего мусульманина, а за торговца-идолопоклонника, и только благодаря этому спас себе жизнь.

Буквальное понимание аятов 

Буквальное восприятие аятов и хадисов и незнание их контекстного смысла также способствовало появлению «хариджизма». «Хариджиты» не только своевольно трактовали аяты, но и считали, что именно их трактовка единственно верно передает божественный умысел, а все иные варианты понимания означали неповиновение Аллаху и искажение Корана. Аят «Все во власти Аллаха» они трактовали как «Наше суждение это решение Аллаха».

Психология противостояния центральной власти

Психология противостояния центральной власти также стала одним из факторов возникновения «хариджизма». Характерная для бедуинов индивидуальная свобода и образ мышления времен «джахилии» (доисламский период) повлияли на реакционное поведение «хариджитов» и их выступления против порядка и правил.

Все вышеприведенные факторы способствовали появленияю «хариджизма», в настоящее время все действующие радикальные течении как осколки «хариджизма» несут в себе эти факторы. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) предсказал разделение мусульманской общины после его смерти так же, как разделились общины предыдущих пророков. В хадисе приводится: «Иудеи разделились на 71 течение, христиане – на 72 течения, а моя община разделится на 73 группы: одна, самая большая из них, войдет в рай, а остальные попадут в ад» (Табарани «Муджамуль Кабир», т. 8, с. 274; Ибн Маджа «Сунан», № 3992, 3993; Дарими «Сунан», т. 2, с. 314).

Предсказав разделение нашей общины, Пророк (мир ему и благословение) подсказал нам, что в этом случае следует придерживаться пути большинства мусульман. В достоверном хадисе говорится: «Поистине, Аллах не объединит большинство моей общины на каком-либо заблуждении, и, поистине, помощь Всевышнего – с большинством мусульман, а кто отклонился от пути большинства мусульман, тот отклонился в ад». А того человека, который откололся от пути большинства мусульман, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) уподобил отбившейся от стада овце, ставшей жертвой волка. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, волк пожирает овцу, отбившуюся от стада».

Список использованных источников:

«Хариджизм: прошлое и настоящее» автор: Калдыбеков Н

(Табарани («Муджамуль Кабир», т. 8, с. 274); Ибн Маджа («Сунан», № 3992, 3993); Дарими («Сунан», т. 2, с. 314))

(Тирмизи («Сунан», № 2167); Хаким («Мустадрак», № 394, 396); Абу Нуайм («Хулья», т. 3, с. 37); Лаликаи).

(Ахмад («Муснад», т. 5, с. 196); Абу Давуд («Сунан», № 547))

Ибн Манзур, Лисануль Араб, Даруль Меариф, Каир, 1981, 13 том, стр. 1125; Фылалы. Этхем Рухи, «Хариджилер». ДИА, Стамбул, 1997, 16 том, стр 169

Шахристани, Абуль Фатх Мухаммед ибн Абдулкерим, аль Милаль ван Нихаль, Даруль Марифа, Бейрут, 1993, 1 том, стр. 132

руководитель:Бишманов К.М PhD доктор, профессор
КазНУ им. аль-Фараби, факультета философии и политологии, кафедры религиоведение и культурологии.
Бекетұлы Қуаныш магистрант 1 курса, КазНУ им. аль-Фараби, факультета философии и политологии, кафедры религиоведение и культурологии. по специальности «религиоведение» 
Казахский национальный университет им. аль-Фараби (kaznu.kz)

www.kaznu.kz 



Бөлісу: