Менің сүйікті ағатайым: "Дядя Ваня" в главном театре страны

В прошлый weekend мною любимый театр им.Ауэзова порадовал очередной премьерой. Во главе с режиссером Асхатом Маемировым, чье имя сейчас на слуху у всех отечественных art lovers, ставили классику мирового театрального искусства "Дядю Ваню". Казахскоязычной версии дали название "Менің сүйікті ағатайым", соответственно переводу гениальнейшего писателя Абиша Кекильбаева.

Надо заметить, что все три дня премьеры был аншлаг. Ведь главной  заманивающей новостью для рядовых зрителей стал звездный состав.

Главная кинозвезда Берик Айтжанов феерично вернулся в театр в роли доктора Астрова. Действительно, что может быть лучше для come-back, как не чеховская пьеса? Тем более роль, которая в свое время, если быть точнее, 38 лет назад принесла легендарному Ануару Молдабекову славу и признание московской аудитории. Но, с другой стороны, этот же самый факт возлагал ему невообразимую ответственность. Но все же Айтжанову удалось передать не только глубину страданий героя-интеллигента, но и широту его мыслей. По игре сложно было не заметить, как он пропустил через себя эту его любовь к природе, к лесу. Оберегал всем существом. Как настоящий Леший (Ведь первоначальным названием произведения был именно "Леший"). Сыгравший его же в составе второй труппы Асан Киркабаков, звезда молодежных сериалов, стал открытием для меня. Хоть и его Астров отличался от Астрова Айтжанова (и да, в нем отсутствует чрезмерная театральность), он показал себя как актер многообещающий.

Осознание wasted life и всю горесть судьбы дяди Вани мастерски передали и Азамат Сатыбалды и Еркебулан Дайыров в манерах своиственных им самим, только вот Иван Петрович первого непримиримо жалеет о былом, от него веет гамлетовской мрачностью. Его присутствие задает деканденческий тон ходу игры. А у второго он как будто бы смиренен, блажен, и сквозь слезы Катарсиса искренне верует словам Сони о том, что "там за гробом Бог сжалится над ними и увидять они жизнь светлую, прекрасную, изящную", находя неподдельную гармонию в трагичности собственной жизни.

Трагична она тем, что потратил Войницкий всю молодость и силу на становление зятя, Серебрякова. Если Толеубек Аралбай преподносит его (Серебрякова) как слабохарактерного, упаднического героя, то профессор Бахтияра Кожа смешон в своей беспомощности и жалок. В обоих случаях он именно такой, каким описал его автор.

Переходя к прекрасной половине героев, начнем с Елены Андреевны, чей образ будоражил сердца зрителей, витая в зале еще до появления ее самой на сцене.

Итак, Елена Андреевна Зарины лукава, неверна, кокетлива, тем самым напоминает Кармен. Ею властвующая скука безжалостно играет чувствами влюбленных в нее мужчин. Та же Елена в исполнении Жанель Макажан наивная, сострадающая и сердечная, характером схожа с Душечкой Антона Павловича. Ее волнуют и не дающая Серебрякову покоя старость, и влюбленность Войницкого, и безответные чувства Сони... и царствующая в доме напряженность. Но и со своей влеченностью Астровым она не может смириться, когда Елена в исполнении Зарины ко всему относиться поверхностно, этим самым создавая вокруг нее образ femme fatale (Может быть это еще одна причина, почему игра первого состава больше близка к декадансу).

А Софья Александровна без малейшего сомнения станет главной ролью Салтанат Бакаевой. Она в этом образе просто растворилась. Была так тонка, так убедительна, особенно в немаловажном монологе Сони.

"Дядя Ваня" театра им. Ауэзова может стоять наравне со спектаклями театров им.Моссовета, Вахтангова, Ленсовета, Малого театра, студии Табакова,  Александринки... Это кроме классической драматургии, идеального перевода, сыгранного состава и умении режиссера, в какой-то мере удалось благодаря привлеченным иностранным коллегам. Спектакль является международным, и с первых же секунд работа художника-постановщика Т. Охикян из Грузии заворожила весь зал. Адаптация декорации под современный мир приблизила зрителя с героями спектакля, а также внушало мысль о том, что все, происходившее с ними не чуждо, что вокруг нас все та же суета и безысходность. Что мы во власти эгоистичных порывов не замечаем сидящего где-то дядю Ваню.

P/S: Интеллектуальную беседу со зрителями (Как говорит режиссер Асхат Маемиров: "Это была главной задачей") удалось построить только первому составу. А у второй труппы спектакль получился по-чеховски душевным. Значит ли, что одна хуже другой? Нет, естественно. Убедительная игра первого состава не исключает мастерства второго.



Бөлісу: