«MDP Global Classroom» – прорывная площадка для будущих инноваций в образовании

«MDP Global Classroom» – прорывная площадка для будущих инноваций в образовании
жеке
блог

«MDP Global Classroom» – 

прорывная площадка для будущих инноваций в образовании

 

Интервью с Рафисом АБАЗОВЫМ – профессором Колумбийского университета, директором совместной программы MDP/GlobalClassroomКазахский национальныйуниверситет им. аль-Фараби

 

 

«MDP Global classroom» является инновационным проектом в сфере образования. Расскажите про создание данного проекта?

Безусловно, в нынешнее время образование требует инновационных подходов, а также качество образования должно говорить само за себя. Сейчас следует такая тенденция, что обучение за рубежом,в особенности в Соединенных Штатах Америки и в Европеявляется престижным и качественным.Однако, не все могут позволить себе зарубежное обучение. Благодаря программе «MDP GlobalClassroom» казахстанские студенты могут посещать онлайн-лекции ведущих профессоров Колумбийского университета, а также проходить практику за границей, что очень немаловажно для будущих специалистов. Данная программа позволяет студентам пятидесяти стран мира обмениваться опытом, знаниями, брать уроки у известных мировых ученых. Пилотная версия данной программы прошла весьма успешно,поэтому мы, в свою очередь, стараемся внести в данную программу новшества, которые будут следовать инновационным тенденциям в сфере образования. Также хочется отметить, что программа «MDP Global Classroom» является совершенно новым вектором отечественного образования. Изначально по этой программе двадцать магистрантов КазНУ им. аль-Фараби и еще несколько магистрантов  КБТУ, КИМЭП прослушали онлайн-лекции ученых Института земли Колумбийского университета.

 

По каким критериям отбираются студенты на данную программу?

Отбор студентов для участия в данной программе проводится по лучшим показателям успеваемости и высокому уровню владения английским языком. Также у нас есть гранты от различных компаний, таких как «Samsung», Всемирный банк и т.д. Студенты пишут сочинение на английском языке, после чего отбирается лучшая работа. По окончании курса студентам вручаются сертификаты.

 

Каких успехов удалось добиться за эти пять лет?

– Изменения в нашей программе связаны с изменениями в системе образования. Я пытаюсь отслеживать тенденции и надеюсь, что прав в своей оценке. Взяты международные программы, и они привнесены в вашу страну, чтобы казахстанские студенты учились по международным стандартам. Для них были обеспечены оптимальные условияНеобходимо, чтобы студенты всей страны имели возможность заниматься одновременно по учебным программам, разработанным казахстанскими и зарубежными специалистами, чтобы мы потом могли сравнить, могли иметь выбор. Такая тенденция появилась, и я надеюсь, что она будет продолжаться. Практика показывает, что такие программы очень успешны на территории Казахстана, она по- новому мотивирует студентов, они становятся очень активными и креативными.

Сейчас наша программа успешно сотрудничает с огромными компаниями, например «Samsung». Кроме того, наши студенты готовят проекты для международных конкурсов в рамках устойчивого развития, которые проводятся Всемирным банком, ООН и др. Также у нас возникло интересное сотрудничество с институтом устойчивого развития Политехнического университета Гонконга. Практически все мои магистранты получили возможность проводить там исследования над проектами по устойчивому городскому развитию в течение семестраПривлекая опыт Гонконга, можно адаптировать этот опыт для таких больших городов как Астана, Алматы. Пока этот эксперимент идет очень хорошо.

 

В чем, на ваш взгляд, особенность развития нашего образования?

Особенность казахстанского образованияочевидна, мне кажется. Казахстан одна из немногих стран, который открыт для экспериментов и инноваций. На мой взгляд, бывшие постсоветские страны более замкнуты к новшествам, то есть,страны в этом пространстве долго думают, раскачиваются, примериваются к тем или иным процессам. И только по истечении долгого периода, долгих раздумий пытаются провести какой-то эксперимент, ввести какую-то инновацию – социальную, экономическую, технологическую, образовательную. Казахстан в этом отношении интересен тем, что если возникла новая идея и она интересна, те, кто принимает решения, готовы экспериментировать и идти на риск.

Происходит много экспериментов в области экономики. Если что-либо работает, то это приживается и остается, если не работает, оставляется в качестве пилотного проекта. Это происходит и в системе образования. В последние 10 лет в системе казахстанского образования произошли изменения, связанные с внедрениемБолонского процесса. За это время Казахстан сделал больше экспериментов и пилотных проектов, чем несколько соседних государств вместе взятых. Именно поэтому, казахстанская модель развития образования кажется интересной,во многих местах она экспериментальна, динамична и открыта для инноваций и изменений.

 

В чем отличие казахстанских студентов от западных?

 Я бы не сказал, что есть значимые отличия, но я обратил внимание на несколько особенностей.

Во-первых, западные студенты четко формируют свои планы и знают, чего они хотят, и кем они хотят быть. Поэтому зарубежные студенты фокусируются на необходимые им вещи. А также они больше контактируют с педагогами, и довольно-таки часто приходят с интересующими вопросами. Если они не уверены в своих желаниях, то пытаются найти правильное русло. Что еще немаловажно у многих студентов отличная поддержка со стороны родителей и близких. Тогда как многие казахстанские студенты изначально не знают куда поступить и кем стать в будущем. А некоторые и вовсе делают так, как скажут им родители. Из этого и получается, что многие,отучившись четыре года и получив диплом не знают, что делать дальше, ведь они не видят себя в данной сфере. Таких студентов, к большему сожалению, все больше и больше.

Во-вторых, я обратил внимание, на то, что казахстанские студенты при наличии определенных условий, при наличии внешнего давления, когда очень подожмет, готовы работать 24 часа в сутки, чтобы не потерять стипендию или же получить высокий балл. Даже с виду спокойные, тихие и неторопливые студенты, когда им надо, могут мобилизовать себя и посвятить сутки, чтобы добиться успеха. Все это происходит из-за того, что многие студенты в начале семестра ходят расслаблено, но когда поднажмет время и наступит рубежная неделя, студенты второпях выполняют задания.

В-третьих, что интересно, это активность казахстанских студентов. Когда идут различныеконференции, дискуссии, дебаты, они готовы спорить по любому вопросу, по любому моменту. Они готовы показать себя только с наилучшей стороны, понимание того, что они стремятся к прогрессу и ко всему лучшему уже говорит об их отношении ко всему новому. Эти три момента я хотел бы подчеркнуть. Но, к сожалению, кроме этого, именно в Казахстане им не хватает какого-то толчка. Не все студенты выкладываются на 100%. Они особо не торопятся, и только когда жестко подожмет: сессия, зачеты, стипендии – тогда они начинают крутитьсякак белка в колесе,выкладываясь до последнего пота.

 

Какие планы, новшества вы готовы внедрить в данную программу?

Прошло пять лет, с тех пор, как мы запустили данную программу. Это конечно, не так много времени, но и не мало. За эти годы мы старались следить за тенденциями образования во всем мире, и всячески внедряли совершенно новые технологиив обучении. В начале пути, когда мы только запустили программу было много трудностей, но пилотная версия на то и пилотная, на ошибках мы учились и с каждым годом старались улучшить нашу программу. Да и сейчас у нас очень много идей по внедрению инноваций в программу.

КазНУ им.аль-Фараби                                                 

Студенческий пресс-центр