№ 2 онлайн - сабақ

№ 2 онлайн - сабақ

1.Части речиcуществительное, глагол, наречие и т.д.

А Введение

 

 

Посмотрите на разные типы слов в этом предложении.

 Место.      Наречие     Прил.           Сущ.         Глагол         Наречие      

   Менің       ертең        маңызды    кездесуім        бар,         сол себепті

 Числит.       Сущ.       Сущ.        Прил.        Глагол

    2-3              күн        қолым        бос              емес

Б Части речи

В каждом языке есть части речи-классы, которые отличаются друг от друга по значению, форме и функциям. В казахском языке обычно различают следующие части речи:

1. Существительное (Зат есім)

Выражает одушевленные и неодушевленные предметы

Примеры:

қалам (ручка), жұмыс (работа), ит (собака), ән (музыка), Алматы (Алматы), мұғалім (учитель).

Примеры в предложении:

Мен жаңа қалам сатып алдым. Мұғалім оқушыларға үй тапсырмасын берді. Ит үріп жатыр.

2. Глагол (Етістік)

Выражает действие

Примеры:

жеу (есть), ішу (пить), күлу (смеяться), ұйықтау (спать), семіру (жиреть), ұнату (симпатизировать).

Примеры в предложении:

Айдос алма жеді. Мен сағат 11 де ұйықтаймын.

3. Прилагательное (Сын есім)

Описывает качество существительного

Примеры:

Үлкен (большой), кішкентай (маленький), қызыл (красный), қызықты (интересный), дәу (крупный).

Примеры в предложении:

Мен қызыл көйлек кидім. Менің кішкентай мысығым бар.

4. Местоимние (Есімдік)

Заменяет существительное, прилагательное, числительное

Примеры:

мен (я), сен (ты), осы (этот), ана (вон), өз (свой), біреу (некто), әлдекім (кто-то).

Примеры в предложении:

Ол әдемі. Біреу үйге кірді.

5. Числительное (Сан есім)

Определяет количество

Примеры:

он (десять) , отызыншы (тридцатый), жүз шақты (около ста) , жиырма (двадцать).

Примеры в предложении:

Атамның жүз шақты қойы бар. Менің жасым жиырмада.

6. Наречие (Үстеу)

Обозначает признак действия, признак предмета

Примеры:

бүгін (сегодня), таңертең (утром), ілгері (вперед), әрі-бері (туда и сюда), ақырын (тихо), бостан-бос (напрасно).

Примеры в предложении:

Ғани 2 апта бостан-бос отырды. Мен ілгері жүрдім. Самат бүгін сабақ оқиды.

7. Междометие (Одағай)

Выражает чувства (радость, удивление, возмущение, раздражение, злость, боль).

Примеры:

уһ (выражает тяжелый, горестный вздох, усталость, утомление), аһ ыражает сожаление, удивление), япырмау (выражение удивления, недовольства), әттеген-ай (выражает сожаление, досаду), алақай (выражает радость, восторг, ликование (чаще в детской речи)), әй (окрик, обращение).

Примеры в предложении:

Әй, андағыны әрі әкет! Япырмау, осыдан түсер пайда бар ма?!

8. Союз (Шылау)

Связывает слова, предложения

Примеры:

Үшін (ради), ғана (только), мен (и), қарай (по направлению; в сторону), сияқты (как), арқылы (через).

Примеры в предложении:

Астанаға Қарағанды арқылы баруға болады. Алматы мен тараз арасы 500 км.

9. Звукоподражательные слова (Еліктеу сөздер)

Описывает звуки, действия в природе (в целом)

Примеры:

тырс (тук), сарт (однократному резкому звуку хлоп, щелк, дзинь), салп (шлеп (звук мягко падающего предмета)), былш (распластаться), гүрс (грохнуться (об упавшем теле, предмете)), тарс(хлопок).

Примеры в предложении:

Ірімшік жерге салп етті. Есік тарс жабылды.

2. Глоссарий - Семья

Ата - Дедушка 

Әже, апа - Бабушка  

Әке - Отец 

Ана, шеше - Мать  

Аға - Брат  

Іні - Младший брат  

Әпке, апа - Сестра  

Сіңлі (по отношению к женщинам) - Сестренка 

Қарындас(по отношению к мужчинам) - Сестренка  

Күйеу, ері, жұбай, жолдас, отағасы - Муж 

Әйел, зайыбы, жұбай - Жена 

Ерлі-зайыпты - Муж-жена 

Жезде - Зять (употребляют те, которые младше него) 

Күйеу бала - Зять (употребляют те, которые старше него) 

Жеңге - Сноха (употребляют те, которые младше нее) 

Келін - Сноха (употребляют те, которые старше нее) 

Бала - Ребенок

Немере - Внук

Бөле - Дети сестер

Нағашы - Родственники со стороны матери

Құда/құдағи - Сватья

Абысын - Жены братьев

Бажа - Мужья сестер

Бойдақ - Неженатый

Басы бос қыз - Неженатая

Ажырасқан - Разведен/ная/.

3. Упражнения

 1. Какие слова? (Б)

Прочитайте параграф, затем определите подчеркнутые слова. К какой части речи они относятся? Для помощи смотрите раздел Б.

Сәкен группаластарымен бірге мейрамханаға бармады. Айгүл Сәкеннің ол жаққа баруын сұрады, бірақ ол жұмысын аяқтағысы келді. Сәкен көпшіл адам емес. Ол бөлмесінде қалып, көңілін толығымен сабаққа аударады.Ол ғажап студент дегенмен ол шаттануды білмейді.

?  Сәкен......Зат есім.....................................                                            

1  Мейрамхана(Ресторан).........................

2  Бармау(Не идти).....................................

3  Ол жаққа(Туда).......................................

4  Бірақ(Но).................................................

5  Ол(Он)....................................................

6  Көпшіл(Общительный)..........................

7  Ғажап(Прекрасный)...............................

Ж. FM