РАЗВИТИЕ ОБУЧЕНИЮ РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ В КАЗНУ ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ
жеке
блог

РАЗВИТИЕ ОБУЧЕНИЮ РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ В КАЗНУ ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ

В 1999 году в Казахском национальном университете имени Аль-Фараби на факультете философии и политологии была открыта секция религиоведения в составе кафедры религиоведения и культурологии, способствующая изучению религии как культурного феномена с различными курсами в учебной программе и научными интересами студентов. отдел. 

С 2003 года предпринимаются смелые попытки найти надлежащую модель религиоведения как академической дисциплины, в частности, началась подготовка к введению новой специальности "Теология" и аспирантуры по религиозной антропологии, что ознаменовало переход от модели, в которой религиоведение и теология были отделены от модель сосуществования и сотрудничества. Международное сотрудничество в основном включает Турцию и Малайзию, доказывая, что исламское направление является приоритетным, несмотря на разнообразие учебных дисциплин и научных интересов профессорско-преподавательского состава кафедры.

Религиоведение впервые было введено в качестве противовеса западной теологии. В ходе ее эволюции как академической дисциплины в конечном итоге сложились два основных мнения. Сторонники первого мнения считали, что религиоведение - это дисциплина о религии, в то время как сторонники второго мнения думали о нем как о дисциплине, которую следует изучать через религию (с точки зрения теологии). В казахстанских стандартных требованиях к образованию религиоведение описывается как академическая дисциплина о религии, но в ходе образовательного процесса у преподавателей есть две смежные точки зрения на возможность связи между знаниями о религии и религиоведением.

Сегодня существует ряд учебных программ по религиоведению, в том числе Религиовед / Преподаватель религиоведения, Религиовед / Эксперт по исламской теологии, Религиовед / Эксперт по христианской теологии. Казахский национальный университет имени Аль-Фараби имеет программы последипломного образования в области религиоведения с прикладными и педагогическими специализациями для проведения исследований и преподавания в университетах.

После того, как Казахстан присоединился к глобальной образовательной системе через Болонский процесс, произошли изменения в государственной образовательной политике в целом и в религиоведении в частности. Общая тенденция заключается в том, что количество обязательных курсов сокращается, в то время как количество факультативных курсов увеличивается. Это означает, что есть реальная возможность сформировать стратегию преподавания религиоведения, особенно в аспирантуре и докторантуре.

Каждый год в учебные планы как аспирантуры, так и последипломного образования вносятся изменения для решения двух основных проблем.  Во-первых, это усиление казахского компонента, т.е. добавление дополнительных курсов, направленных на понимание истории и современных состояние религий в Казахстане, роль религии в повседневной жизни казахстанцев. 

Во-вторых, специализация в области религиоведения. Это две основные проблемы, которые религиоведы Казахстана пытаются решить в течение последних трех лет путем корректировки учебных программ.

Совершенствование учебных программ в магистратуре и аспирантуре происходит параллельно с ростом международного сотрудничества, что в значительной степени способствует повышению качества подготовки по религиоведению и выведению ее на международный уровень. Важно помнить, что аспиранты должны заниматься исследованиями. Именно поэтому студенты-религиоведы активно участвуют в национальных и международных конференциях. 

Важной целью является повышение качества исследований, проводимых студентами, аспирантами и докторантами, а также преподавателями, доведение их до международного уровня, что также означает наличие публикаций в крупных журналах по религиоведению и культурологии.

Также как и дальнейшее развитие международного сотрудничества, программ обмена студентами и совместных исследовательских проектов.

Таким образом, преподаватели кафедры накапливают опыта в преподавании религиоведения.

За такое относительно короткое время казахстанские специалисты в области религиоведения смогли добиться ощутимых профессиональных результатов.

В целом, повышение качества обучения религиоведению - это динамичный открытый процесс, который должен решать проблемы современного общества и реагировать на возникающие вызовы религиозного и политического экстремизма и религиозных конфликтов. Высококачественная подготовка по религиоведению должна способствовать большей стабильности казахстанского общества.

Докторант 1 курса Конурова Алтынай и д.филос.наук, профессор Бегалинова К.К.

www.kaznu.kz