Магистратура КазНУ: подготовка специалистов по иностранным языкам

Магистратура КазНУ: подготовка специалистов по иностранным языкам
жеке
блог

Многие выпускники, абитуриенты, их родители задают себе вопрос: «Зачем обучаться в магистратуре и в чем принципиальная разница между дипломом бакалавра иностранных языков и магистра иностранных языков?»

Обучение в магистратуре – это формирование и развитие аналитических и узкопрофильных компетенций, магистр имеет большее преимущество и больше шансов продолжить научную, педагогическую и управленческую карьеру. При устройстве на работу и при подборе персонала специалисты HR единогласно отдадут предпочтение претенденту с академической степенью магистра.

В 2019 году Казахским национальным университетом имени аль-Фараби был осуществлен первый набор магистрантов на специальность «Иностранный язык: два иностранных языка» на базе кафедры общего языкознания и европейских языков факультета филологии и мировых языков, что стало логическим продолжением обучения в бакалавриате по одноименной специальности, функционирующей в университете уже около 10 лет. В 2020 году открыла свои двери и докторантура по специальности «Иностранный язык: два иностранных языка».

Как известно, Казахский национальный университет имени аль-Фараби – флагман отечественного образования, первым среди вузов Казахстана присоединился к Великой Хартии университетов и осуществил переход на современную трехступенчатую систему подготовки кадров “бакалавриат-магистратура-докторантура PhD”.

Образовательные программы магистратуры будущих специалистов-языковедов в КазНУ реализуются по двум направлениям подготовки – научно-педагогическому и профильному – и обеспечивают углубленную специализированную профессиональную подготовку, позволяющую выпускникам университета успешно заниматься научной, педагогической, управленческой и экспертной деятельностью. Обучение в магистратуре КазНУ им. Аль-Фараби предполагает активную исследовательскую работу, участие в научных проектах университета под руководством ведущих специалистов в приоритетных областях науки и практики.

Как показала практика, двух- и трехуровневое лингвистическое образование позволяет гибко внедрять новые дисциплины в зависимости от выбранной траектории обучения, что в свою очередь, позволяет будущим специалистам раньше выстраивать свою будущую карьеру. И если раньше магистратуру выбирали те студенты, которые в будущем видели себя в науке и преподавании, то сегодня образовательные программы имеют все большую практико-ориентированную направленность и более узкую специализацию. И, конечно, магистратура – это подготовка к будущему поступлению в докторантуру с перспективой получения диплома доктора PhD.  

Важной мотивацией для обучения являются гранты и стипендии. Как известно, КазНУ, позиционирующий себя как научно-исследовательский университет, предлагает будущим магистрантам большие возможности для обучения и развития научно-исследовательских компетенций. Во-первых, это возможность обучаться на бюджетном отделении, получать стипендию. Во-вторых, образовательные программы университета предполагают обязательную научную стажировку и обучение по академической мобильности в лучших вузах мира. Так, магистранты специальности «Иностранный язык: два иностранных языка» имели возможность пройти обучение в течение целого семестра в Университете Каппадокии, который находится в уникальном историческом месте центральной Турции. Университет Каппадокии и Казахский национальный университет являются партнерами, между данными вузами подписан двусторонний договор о сотрудничестве в области образования и науки, что позволило магистрантам обучаться на бесплатной основе. Университет Каппадокии расположен недалеко от города Невшехир в самом центре туристической местности под общим названием Каппадокия. Уникальность этого университета в том, что главные административные здания, а так же корпус магистрантов располагаются в древних исторических зданиях медресе и вулканических пещер. Обучение в таком необычном месте, безусловно, имело свою особую атмосферу и придавало больше мотивации для обучения, словно погружая в историю и культуру прошлого Турции. Следует отметить, что хотя Университет был открыт сравнительно недавно, в 2005 году, но уже имеет множество факультетов и партнеров по всему миру. Так, например, в Университете Каппадокии кроме гуманитарного и экономического факультета, есть еще факультеты здравоохранения и прикладных наук, которые включают в себя кулинарное искусство и гастрономию, а также авиационную инженерию. Университет Каппадокии уделяет огромное внимание научно-исследовательским работам в разных направлениях, для университета большую роль играют научные достижения студентов, все подразделения университета стараются осуществлять международную научную кооперацию. В период прохождения академической мобильности магистрантам КазНУ помимо общих кредитов обучения предоставлялись и курсы турецкого языка, что, по мнению наших магистрантов, очень продуманно со стороны руководства турецкого университета, поскольку в повседневной жизни без знания местного языка могут возникнуть некоторые сложности в коммуникации.

Период обучения магистрантов КазНУ в Турции, как и тысячи студентов по всему миру, совпал с пандемией коронавируса. Как и многие государства, Турцию вирус застал врасплох. Однако, несмотря на это, учебный процесс не был прекращен или замедленен, очный формат обучения был оперативно заменен на дистанционный, у наших магистрантов не возникло никаких трудностей в обучении, система университета продемонстрировала свою подготовленность к форс-мажорным обстоятельствам, что лишний раз доказывает высокий уровень выбранного казахстанскими магистрантами зарубежного вуза.

Ситуация с карантином еще раз доказала, что современный мир развивается очень быстро и динамично во всех сферах человеческой деятельности, особенно, в сфере образования. Новые технологии и методы обучения и исследования, глобализация и всеобщая интеграция предоставляют большие возможности для личностного развития и для обмена информации в межкультурном обществе. В этом плане Казахский национальный университет имени аль-Фараби вносит большой вклад в развитие и реализацию возможностей будущих языковедов и предоставляет прекрасные возможности своим студентам, магистрантам, докторантам, преподавателям для получения новых знаний, расширения кругозора, погружения в новую академическую культуру и новые форматы образования.

Ибраева Ж.К., профессор КазНУ имени аль-Фараби,
Темірхан Ж., магистр 2 курса специальности «Иностранный язык: два иностранных языка» 
КазНУ имени аль-Фараби